Группа "Капитошки"

3 степени адаптации к детскому саду и несколько важнейших советов психолога по её улучшению.

684aa1e23831728c4568e3ca286efcbd.jpg    

      Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом или по каким-то причинам менять его на новый. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

          Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

        Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

                                            Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и детей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

              Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

* отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;

* необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

* нужно взаимодействовать с другими детьми;

* уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);

* ребёнок вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых!

ВАЖНО! Итак, жизнь ребёнка изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

        Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;

- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;

- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;

- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

- появление страхов, которых ранее не было. беспочвенного страха нового коллектива взрослых и детей.

ВАЖНО! Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

             Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

          Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

                                              Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что ребёнок с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

при обращении глядит в глаза педагогам;

способен озвучить просьбу о помощи;

первым идёт на контакт с ровесниками;

способен занять себя на короткий промежуток времени;

с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

                                            Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

с  трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

общается со сверстниками и воспитателем;

придерживается озвученных правил и распорядка;

адекватно реагирует на замечания;

редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

                                                   Тяжёлая адаптация

              Дети с тяжёлым типом адаптационного процесса в последнее время встречаются не так уж редко. Методы воспитания нового времени зачастую "грешат" телевизором и гаджетами, ребёнку сложнее вливаться в насыщенный ритм детского сада и жить по распорядку, когда хочется просто поиграть в планшете, полежать  и т.п. Такие дети сильно плачут, капризничают, проявляют даже открытую агрессию при посещении садика, воспитатель для них "мучитель" который не даёт покоя своими организационными моментами, а сверстники все обижают. Другие же дети уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Как говорит доктор "домашний ребёнок". Такие дети зачастую так и перестают посещать детский сад.

           Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

агрессивность, либо замкнутость;

неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

                                        Что влияет на адаптацию ребёнка?

            Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

                       Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

         Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

            Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности ребёнка, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

              Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, самостоятельное одевание.

                      Как адаптировать ребёнка к детскому саду?

                               6 полезных умений для детсадовца

           Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале уже в 3 года, ребёнок должен уметь снимать и надевать плавки, носочки, колготки, майку, платье и штанишки, кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).

Пользоваться ложкой/вилкой. 

Ходить на унитаз или хотя бы просить ему помочь с этим походом. 

Воспринимать разную пищу. Для многих детей характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями. Не стоит забывать, что в саду питание очень  полезное, сбалансированное, много кисломолочных продуктов, овощей, клетчатки, жидких супов и каш.

Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые родители сюсюкаются, упрощают слова, чтобы ребенку было проще их произнести. Перед садиком следует проследить за снижением таких слов.

Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с  детьми сверстниками, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

                              Советы психолога: 6 разговоров о садике

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с ребёнком, чтобы облегчить будущее привыкание?

         Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».

          Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.

           Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.

           Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.

           Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

         Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

         Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с малышом

Обычно к четырёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и пап, поскольку, т.к. на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда ребёнок и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать ребёнка к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

             Необходимые действия, если ребенок слишком привязан "домашний".

Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.

После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.

Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить ребёнку, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или мамина подруга будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.

Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

                                       Утром в садике. ВАЖНО!

Нельзя сбегать от ребёнка тайком, бегом. Обнаружив резкую пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.

Не стоит прощаться в приёмной с ним слишком долго. Если даже ребёнок плачет, сохраняйте абсолютное спокойствие. Просто уверенно скажите как вы его любите, что будет всё хорошо, что вы придете за ним сразу как освободитесь от дел или работы. И даже если он плачет, крепко обнимите, поцелуйте и идите. Долгие расставания - долгие слезы.

 Не говорите слов "тебя здесь никто не обидит, не сделает тебе больно". Потому что во время плача ребенок как раз услышит только короткую фразу "обидит, больно". Да и зачем настораживать ребенка, чтобы он не ждал подвоха. Поверьте, чем дольше вы жалеете, "страдаете на пару" тем дольше и глубже он будет погружаться в свою печаль. Дети очень быстро успокаиваются, помыв ручки и включившись в жизнь группы. 

Не встречайте с вопросами "тебя никто не бил, никто не обижал?" тем самым, вы сами не хотя, заставляете мозг ребенка заострять память и внимание только на негативных моментах жизни в детском саду и ждать их. Поверьте, если его кто-то нечаянно стукнул или не нашли общего языка в игре, ребенок сам вам расскажет об этом. А маленькие неурядицы, без которых не обойтись быстрее забудутся. Да и воспитатель вас  обязательно проинформирует о разбитой коленке или серьезной ссоре переросшей в "он стукнул меня машинкой", которые могут произойти буквально за одну минуту.

Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться и оставить его в саду. Если подобное будет практиковаться, то ребёнок и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук. Существуют даже сказки и стихи на тему детского сада, почитайте вместе.

Не приносите игрушки из дома, чтобы помочь ребенку пойти в группу без слёз. На это есть несколько причин. Любая игрушка затем пойдет с ним кушать, в туалет, на занятие, на прогулку, спать и т.д. Дети очень неохотно расстаются со своими игрушками-друзьями, она будет отвлекать от еды, на занятиях, в туалет с ней нельзя, после прогулки она должна пройти сан.обработку и т.д. А если воспитатель  даже на время похода в туалет или занятия попробует разлучить ребенка с игрушкой, будут слезы и обиды. И еще один немаловажный момент, дети начинают выбирать себе друзей "по игрушкам". Вы же не хотите, чтобы с вашим ребенком не играли сверстники, потому что у другого ребенка  сегодня игрушка интереснее? Поэтому все дети должны быть в равных правах, если уж не приносим, так все.

            Будьте добры и позитивны при встрече ребёнка из сада! Даже если ваш день не задался или просто вы недомогаете. Потому что ребёнок целый день вас ждал, скучал, а если лицо при встрече хмурое, значит мной недовольны? Для ребенка не существует "ваших" дневных проблем. Сейчас есть только вы и он после долгой разлуки. А если все-же он слишком шалил и вам сообщили об этом, ни в коем случае не ругайте и не наказывайте, просто поговорите об этом дома, как бы между делом, объясните почему он был не прав.

           Будьте спокойны сами в течение дня и не вдавайтесь в мельчайшие подробности вашей тоски по нему, чтобы завтра ребёнок не грустил в саду, думая, что мама на работе плачет без него.

И в заключении. Желаем Вам и Вашим деткам здоровья, улыбок, весёлых дней и воспоминаний о детском садике! Спасибо за внимательное прочтение консультации. 


Мирошникова Е.А.

20 августа 2022 в 11:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.